Медицинский центр Панацея
+7 (495) 373-20-18
Обратный звонок


Правила общения с пожилым человеком

Правильно выстроить общение с пожилым человеком удается не всегда. Мешать этому могут проблемы с взаимопониманием, возрастные изменения личности или здоровья. Между тем, для пожилых людей общение особенно важно: оно помогает им чувствовать себя значимыми, защищает от одиночества. Врачи центра "Панацея" рассказывают о том, как сохранить контакт с пожилым человеком, как помочь ему полноценно общаться.

Поддержка пожилых

Начать с азов

Причина проблем в общении может быть простой: связанной с изменениями здоровья и восприятия. С возрастом у человека снижается слух, ему трудно воспринимать быструю речь, у него могут возникать проблемы с концентрацией или пониманием. Первое, что нужно сделать — убедиться, что вас слышат и понимают:

  • следите, чтобы собеседник был вовлечен в разговор, реагировал на ваши реплики, отвечал на них;
  • контролируйте темп речи: она не должна быть слишком быстрой. Важно, чтобы собеседник успевал понять, осмыслить то, о чем ему говорят;
  • не используйте слишком сложных слов, оборотов, сленговые, непонятные выражения;
  • старайтесь строить рассказ последовательно, достаточно понятно, так, чтобы пожилой человек мог легко уследить за вашей речью.

Если проблемы с пониманием связаны со снижением слуха, нужно обратиться к отоларингологу. Если пожилой человек быстро теряет способность к коммуникации (не хочет поддерживать разговор, не может уследить за беседой или быстро подобрать нужные слова), нужно проконсультироваться с геронтологом.

Записаться на консультацию

Не только слова

Пожилые люди чутко реагируют на невербальные сигналы. Поза, интонация, жесты — важная часть общения для них. Важно понимать, что восприятие с возрастом меняется, и подстраиваться под это.

Интонация. Лучше, если она будет спокойной и доброжелательной, но речь при этом должна быть достаточно выразительной. Нужно избегать восклицаний, слишком эмоциональных реплик. Не стоит повышать голос. Если человек плохо слышит, подойдите ближе, говорите четко и разборчиво.

Жесты. Прикосновения, жестикуляция много значат для пожилых людей. Касания руки, объятия, поглаживания показывают теплое, дружелюбное отношение, помогают поддерживать доверительный тон, выражать хорошее расположение. При этом некоторые пожилые люди не любят прикосновений. В этом случае лучше держать комфортную для собеседника дистанцию.

Поза. При разговоре она должна быть расслабленной, открытой: руки и ноги не должны быть скрещены или напряжены. Во время беседы не нужно «нависать» над пожилым человеком или подходить к нему слишком близко.

Пожилая женщина

Правильный диалог

Его нужно выстраивать так, чтобы пожилому человеку было комфортно поддерживать беседу:

  • задавая вопрос, дождитесь ответа. Это может занять время, но не нужно торопить собеседника, пытаться отвечать за него или подсказывать ему — это только собьет его с мысли;
  • отвечайте на вопросы ясно, по существу, так, чтобы ответ был понятным: не нужно переходить на другие темы, касаться отвлеченных событий или неважных подробностей;
  • если пожилой человек несколько раз переспрашивает одно и то же, каждый раз нужно подробно ему отвечать. Он делает это потому, что не помнит, что уже задавал этот вопрос. Важно не раздражаться и не упрекать его;
  • если нужно о чем-то попросить пожилого человека, дать ему какие-то инструкции, важно говорить об этом просто, понятно и последовательно;
  • в разговоре нежелательно затрагивать темы, которые могут стать причиной расстройства, спора, волнений.
У вас есть вопросы?

Мы перезвоним в течение 30 секунд

или позвоните по номеру +7 (495) 373-20-18

Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Без споров и конфликтов

Избегать их можно несколькими способами. Самый простой — игнорировать критические замечания, чтобы не дать втянуть себя в конфликт. Этот способ работает не всегда: пожилой человек может только разгорячиться или еще больше обидеться, увидев, что на его слова не реагируют. Если это происходит часто, на агрессию можно реагировать шуткой или согласием. Важно понимать, что в диалоге необходимо не отстоять свою правоту, а удержаться от выяснения отношений. Еще один прием — смена темы. Можно попрактиковаться в этом в спокойной обстановке, поучиться управлять беседой с пожилым родственником. Во время спора этот навык поможет быстро погасить конфликт.

Учиться отдавать

В общении с пожилым человеком важно уметь давать правильные эмоции, нужную информацию или впечатления. Нужно учиться выстраивать коммуникацию, управлять ею. Часто это связно со сменой ролей в семье: дети становятся главными, а от родителей зависит все меньше. В этой ситуации задача детей — позаботиться о пожилых родителях и о том, чтобы им было комфортно:

  • не пытайтесь менять собеседника, переубеждать его в чем-то, на чем-то настаивать. Все это — источник споров, недовольства, отчуждения. Пожилой человек не изменится, и в общении нужно принимать его таким, какой он есть;
  • говорите о хорошем. С возрастом источников информации становится меньше, а окружающий мир начинает пугать. Хорошие новости помогут сохранять уверенность и позитивный настрой. Частые жалобы или рассказы о плохих событиях — источник не только тревоги или волнений, но и чувства бессилия, ведь пожилой человек обычно уже ничем не может помочь;
  • будьте внимательны: не только к тому, что волнует пожилого человека, что происходит с ним, но и к тому, как он воспринимает мир, как меняется его образ жизни и самочувствие. Такое участие станет основой для доверительного, открытого общения, поможет избежать обид или конфликтов.

То, как пожилой человек общается — один из важных показателей его самочувствия, эмоционального и психического состояния. Важно контролировать общение, уделять ему достаточно внимания. Так, если родственнику становится сложно поддерживать беседу, он старается разговаривать меньше, уходит от диалога, это может быть признаком проблем с когнитивными функциями, с памятью. Если настроение резко меняется, в общении появляется агрессия, обидчивость, подозрительность, это может указывать как на плохое самочувствие, так и на психологические проблемы. При появлении любых трудностей в общении с пожилым человеком желательно проконсультироваться с его лечащим врачом, психотерапевтом или гериатром.

Заказать выезд врача-геронтолога

Опытные врачи. Лечение в стационаре или на дому. Круглосуточный выезд по Москве и области. Профессионально, анонимно, безопасно.

Как оформить родственника в нашу клинику?

Наша клиника обслуживает пожилых пациентов на дому, амбулаторно или в условиях стационара. Вы можете приехать к нам в любой день, чтобы осмотреть центр, познакомиться с медперсоналом, получить консультацию. Мы просим заранее согласовывать время визита по тел. +7 (495) 373-20-18.

Мы оказываем услуги на платной основе, после подписания договора, внесения оплаты. При обслуживании на дому график визитов сиделок, набор процедур согласовывается индивидуально. Пациентам, которые будут проходить амбулаторное или стационарное лечение, клиника может предоставлять автотранспорт.

Необходимые документы:

  • паспорта пациента и его представителя;
  • если есть — амбулаторная карта либо выписка из нее.
+7 (495) 373-20-18